Дневник Академии - Официальный сайт администрации города Снежинска
-
+
Увеличение шрифта CTRL '+' уменьшение Ctrl '-'
Комфортная городская среда объясняем.РФ Приемная

Рубрикатор

Новости

Дневник Академии

День первый

«По-настоящему всё начнётся только завтра, но уже сегодня чувствуется, что все музыканты настроены на работу и это главное»,- сказала директор снежинской музыкальной школы Елена Владиславовна Сафонова в конце первого, ещё неофициального «Академического» дня.

Работа Академии займёт неделю. Каждый день мы будем знакомить читателей с рабочими и торжественными моментами, с творческими встречами, с мнениями участников, с ответами на самые разные вопросы.

Мы не журналисты, проведение снежинской Академии хотим представить как музыканты – коллеги. Нам интересно: чем живут участники форума, какие программы они исполняют, выберут ли юные таланты музыку своей профессией, а если выберут, то останутся ли работать в городах Росатома?...

Сегодняшний день, точнее, вторая его половина, был весьма насыщенным – заполненным организационными, бытовыми и прочими не творческими моментами. В первую очередь, для гостей нашего города. Однако, некоторым участникам (скрипачам, домристам, флейтистам) удалось встретиться со своими концертмейстерами, провести первые репетиции и начать осваивать новые аудитории.

Ровно в 16 часов школа заполнилась снежинской молодёжью – волонтёрами группы «Открытое сердце». Началась официальная регистрация участников. Каждый юный участник получил в подарок сумку и бейдж с символикой Академии.

В просторных фойе появлялись новые делегации,  преподаватели и концертмейстеры из разных городов страны Росатом. С радостью узнавали друг друга, обменивались новостями, фотографировались. Тех детей, кто был в Снежинске на первой Академии, было видно сразу. Они вели себя более свободно, чем новички: юные артисты уже знают, что их ожидает. Конечно, работа, полная самоотдача, концерты, интересные встречи со столичными  наставниками, своими сверстниками и школьными преподавателями. Цель приезда у каждого своя. Так, озёрский пианист Фёдор Смагин желает добиться совершенства в исполнении Сонаты Й.Гайдна, а его землячка Ксения Гудкова мечтает поступить в музыкальное училище северной столицы по классу флейты и надеется, что мастер-классы в Снежинске ей помогут лучше подготовиться.

Семён Вовденко, баянист из Трёхгорного, хочет окунуться в мир разнообразной музыки, услышать не только себя, но и других. Мы разговаривали не только с детьми, но и с их родителями.

Настроенные на профессиональное развитие своих детей, они подчёркивали то, что особенно важны новые знания, приобретение новых навыков для совершенствования игры на инструменте и непременная самореализация.

«А творческие амбиции только помогают достижению поставленных целей, у каждого своих".

Для некоторых иногородних музыкантов поездка в Снежинск – это не только значимое музыкальное событие. Встреча с коллегами, со старыми друзьями, воспоминания…

Один из самых известных музыкантов Трёхгорного,  Анатолий Дмитриевич Самохвалов, в нашем городе бывает не редко. Конкурсы, концерты, фестивали… Академия – впервые. « Результаты, безусловно, важны», - сказал баянист, «но для меня не менее значимо – окунуться в неповторимую атмосферу вашего города, уютного и гостеприимного. В Снежинск я всегда еду с теплом, как на родину свою. Всегда вспоминаю Владимира Леонидовича Кукушкина, Владислава Васильевича Потапова, Владимира Хуртина, Андрея Просекова, Сергея Кравцова. Ваших «народников» люблю - всех!»

Снежинская музыкальная школа – удачное место для проведения  большого музыкального форума: просторные аудитории, прекрасный концертный зал. К тому же, и оформлена школа замечательно: баннеры с символикой Академии, информационные стенды, детские художественные работы. Гостеприимная и радушная атмосфера школы позволяет ещё больше сплотить всех участников и помощников Академии в едином звуковом пространстве - детей и преподавателей, родителей и волонтёров, съёмочную группу компании «ОТВ-Снежинск» и всех тех, кто придёт услышать выступления участников.

Кстати, телевидение оказалось весьма оперативным: свой репортаж они стали записывать уже с самого начала регистрации участников.

Конечно, и гостям города, и снежинцам, очень  приятно то, что капризная уральская природа сменила гнев на милость. Будем надеяться – недавние природные катаклизмы Академическую неделю обойдут стороной. Пусть же тёплая творческая атмосфера Второй музыкальной Академии Росатома звучит в унисон с природой.

Завтра, в 9 ч. 20мин. состоится «рабочее» открытие форума в большом концертном зале ДМШ имени П.И.Чайковского.

В 19 часов – торжественное. Зал ДК «Октябрь».

Снежинцы и гости Академии услышат выступление камерного оркестра «Солисты Москвы». Дирижёр – народный артист СССР – Юрий Башмет.

В программе: Соната для струнных Россини, Ноктюрн ре минор для альта и струнных и «Воспоминание о Флоренции» П.И. Чайковского, а также сочинения мастеров испанской и аргентинской музыки – Пабло де Сарасате и Астора Пьяццоллы.

Партию солиста в сочинениях Пьяццоллы для саксофона и струнных исполнит Леонид Друтин.

Юлия Лаушкина и Наталия Воронова

День второй. Открытие

Конкурсами и фестивалями, музыкальными форумами сегодня никого не удивишь. Современная музыкальная жизнь ими переполнена. Многие участники Академии приехали на Урал издалека – зачем?
Из ответов преподавателей музыкальных школ. «Невозможно остаться в стороне от такого грандиозного события. Специфика наших городов в их замкнутости. Такие встречи необходимы как приток свежего воздуха. Мы разобщены. Надеемся, Академия сможет объединить наши интересы.»
Кто-то из наставников на Урале впервые. Восхищённые нашей природой, они хотят ближе познакомиться с историей Снежинска. Надеемся, это у них получится. Несмотря на то, что рабочий день заполнен до отказа.
…Разнотембровые музыкальные звуки заполнили нашу школу сразу после её открытия – в восемь утра. Те, кому не хватило аудиторий, не отчаивались – места в фойе, коридорах и под лестничным маршем хватило всем ученикам.
Гости Академии подошли чуть позже – ближе к её официальному открытию. Как хорошо, что в Большом зале музыкальной школы вместе собралось столько слушателей, гостей, преподавателей, мастеров!
Конечно, в центре всеобщего внимания были наставники. Их имена значимы в музыкальном мире. В Снежинске они - далеко не случайные гости. Торжественные фанфары возвестили о начале церемонии открытия Академии – ярком и по-деловому собранном. Со словами приветствия к залу обратились заместитель главы Снежинского городского округа Ирина Викторовна Мальцева и директор Снежинской музыкальной школы имени П.И.Чайковского Елена Владиславовна Сафонова. Были представлены делегации из 18 городов присутствия государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и столичные преподаватели.
Если в прошлом году Академия работала одновременно в двух городах ( в Снежинске и Новоуральске), то в 2019 вся деятельность сосредоточилась в Снежинске. К восьми специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, саксофон, баян, домра, гитара) добавился оркестровый класс.
Открытие такого значимого форума невозможно без музыки. Спасибо воспитанникам снежинской ДМШ – ансамблям духовиков, балалаечников и пианистов! Общее впечатление от такого праздничного начала – причастие к чему-то очень важному, даже грандиозному. И, конечно, гордость за свой город, ставший «Академическим» музыкальным центром.
Старт объявлен: 77 учащихся атомных городов собрались в Снежинске для того, чтобы получить новые знания от лучших преподавателей России.
Мастер-классы начались по расписанию. Вновь всё пространство школы заполнилось музыкой. Первое впечатление друг от друга самое важное: ученик и его будущий учитель должны совпасть сразу. Некоторые уже познакомились на прошлом музыкальном форуме, ожидали продолжения.
Для Дмитрия Алексеевича Мурина, преподавателя по классу гитары, его личная Академия началась ещё в салоне самолёта, где на одном борту он оказался со своей бывшей ученицей из города Удомля.
Мы рады, что в перерывах между занятиями удалось пообщаться с мастерами. Несмотря на разные индивидуальности, на разный педагогический подход к детям, всех волнует одно – музыкальное будущее нашей страны. Будущее талантливых детей, их развитие и профессиональный рост. Очевидно, что детям с «большой земли» развиваться легче – у них просто больше для этого возможностей. Свою работу в «росатомовской» Академии наставники воспринимают как важную миссию.
Сегодня нам удалось посетить мастер-классы по следующим специальностям: фортепиано, виолончель, флейта, гитара, класс оркестра. Формат статьи не позволяет передать свои впечатления – по-настоящему сильные. Но об учебном процессе поговорим позже.
Сегодня день особенный – торжественный, праздничный.
Большое концертное открытие во Дворце культуры «Октябрь» состоялось вечером. Казалось, весь город пришёл для того, чтобы услышать выступление камерного ансамбля «Солисты Москвы» во главе со своим руководителем, создателем Академии - Юрием Башметом.
Звучала музыка Дж. Россини, Х.Турина, П.Чайковского, А.Пьяццоллы, В.Моцарта, П.Сарасате. Среди слушателей, конечно, были участники и гости музыкального форума. Наверняка, те из них, кто занимался с Ксенией Юрьевной Башмет(фортепиано) и Леонидом Борисовичем Друтиным (саксофон), были удивлены, увидев и услышав своих наставников в качестве солистов прославленного коллектива. Ведь продолжать учиться можно и как слушателю. Воспринимать, думать, мечтать…
В антракте мы встретились с руководителем программы «Территория культуры «Росатома» Оксаной Васильевной Конышевой. Нас, в первую очередь, интересовало будущее «росатомовского» проекта, а Оксану Васильевну – те изменения, которые произошли в музыкальной жизни участников прошлогодней Академии. Итогом беседы стала общая убеждённость в том, что жизнь Академии на площадках «страны Росатом» должна продолжаться.
«Чем больше специалистов и руководителей образовательных и культурных структур думают о творческом развитии детей, тем больше шансов стать добрее и красивее миру, в котором мы живём».
Эту же мысль высказал заместитель директора РФЯЦ-ВНИИТФ имени академика Е.И.Забабахина Вадим Борисович Абакулов. Он выразил уверенность в том, что Институт найдёт возможность поддерживать инициативы, направленные на детское творчество, духовность и созидание.
Концерт закончился… Большой праздничный день подошёл к своей коде. Общение с Маэстро продолжилось уже за кулисами. Юрий Абрамович отвечал на наши вопросы, понимая всю важность «обратной связи» для тех, кто верит в дальнейшее развитие музыкально – академического движения в нашем пространстве – музыкальном сообществе «Территории культуры» атомных городов.

Наталия Воронова и Юлия Лаушкина

В альбоме использованы профессиональные фото с концерта "Солистов Москвы" Григория Лебедева.

 

День третий

Вчера состоялось  праздничное открытие Академии. Но, это вовсе не мешает её повседневной работе.

То, что вчера было новым (первая встреча учителя и ученика, знакомство, понимание требований и критериев), сегодня становится уже привычным. На удивление быстро дети втянулись в непривычный  для них рабочий ритм – очень плотный и напряжённый. Учащиеся Академии не только занимаются с наставниками индивидуально своими сольными программами, но и музицируют в ансамблях, разучивают оркестровые партии.

Сегодня в центре внимания нашего очерка мастера Академии – преподаватели лучших музыкальных вузов России. Представляем наставников:

Татьяна Витальевна Балашова, скрипка.

- Ведущий педагог в Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И.Чайковского.

Елена Казимировна Чверток, скрипка.

- Профессор Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского

Елена Евгеньевна Попкова, фортепиано.

- Преподаватель Центральной музыкальной школы при МГК имени П.И.Чайковского

Ксения Юрьевна Башмет, фортепиано.

- Концертмейстер Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского

Алексей Николаевич Селезнёв, виолончель.

- Профессор Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского

Дмитрий Алексеевич Мурин, гитара.

- Доцент Российской Академии музыки им. Гнесиных

Александр Львович Хургин – класс оркестра.

 - Руководитель  оркестрового класса в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории и на музыкальном факультете Московского Педагогического Государственного Университета.

Александр Альбертович Плисковский, флейта.

- Солист и концертмейстер группы флейт в ГСО «Новая Россия»

Макаров Александр Васильевич, домра.

- Заслуженный артист Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского – Корсакова.

Гулевский Олег Валерьевич, баян.

- Преподаватель Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.

Друтин Леонид Борисович, саксофон

- Преподаватель Государственного музыкального училища им. Гнесиных

Начавшиеся вчера мастер-классы проводились в первой половине дня. Однако, оркестровая группа работала до вечера. Сегодня у всех был уже полный рабочий день. С восьми утра до позднего вечера подопечные «академиков» разыгрывались перед уроками, оттачивали мастерство, выполняли «домашние задания" своих  наставников.

Конечно, ребятам сложно. Октябрь, первая учебная четверть – не самое лучшее время для того, чтобы показать себя во всём блеске. У многих участников музыкальные произведения находятся пока в стадии разбора. К тому же, многие дети приехали в Снежинск без своих преподавателей по специальности. Но, есть цель, поставлены задачи. В очень короткий срок необходимо вобрать в себя максимальное количество информации,  показать на что ты способен, выйти на новую ступень личностного роста.

Со столичными преподавателями сложнее. Они другие. У них иная аура, другое видение целого и частного. В первую очередь они меняют художественный взгляд. Взгляд на исполняемое произведение и самого себя как на музыканта. Конечно, для каждого ребёнка главная проблема – техника исполнения конкретного сочинения. Этим решением педагог и ученик занимаются вместе. Преодолевается неуверенность в себе, создаётся вектор дальнейшего роста.

С чего начинается занятие? С весьма объёмных вопросов: каковы эпоха, стиль, композиторское имя, – именно с того, что формирует мировоззрение и заставляет задуматься над важностью каждого звука, записанного композитором в партитуре. Точные формулировки, хороший литературный язык отличают каждого наставника. Многие фразы, сказанные учителем на уроке, хочется запомнить. Например: «У звука три фазы – начало (чёткий звук), продолжение – певуче и окончание – легко», «Гаммы – составные части музыки, «клише» должно быть золотым, «Все инструменты нарушают тишину, и лишь гитара её создаёт» последние - к месту сказанные слова, Андреса Сеговии. Формат ежедневного очерка не позволяет цитировать больше, но поверьте, каждый урок достоин детального словесного изучения.

У каждого мастера свой педагогический подход. Кто-то общается с ребёнком на взрослом языке, как равный с равным. Кто-то обращается к своему ученику на «Вы». Многие шутят – юмор помогает детям быть отзывчивее и свободнее. В том числе, технически. 

Не будем перегружать внимание читателей специфической терминологией. В каждом классе, у каждого инструмента есть свои особенности: настройка, положение смычка, нюансировка, разнообразные штрихи. Особенности звукоизвлечения, артикуляции,  нюансировки и динамики тоже свои у каждого инструмента. Когда работаешь над музыкальным произведением, важно всё.

О том, что  чувствуют дети, как они осознают сказанное преподавателями и работают дальше, уже самостоятельно, мы расскажем позже.

В завершении сегодняшнего очерка - о вечернем концерте, который стал достойным завершением третьего дня Академии.

Екатеринбургский хор «Доместик» им. В.А.Копанева. Русская православная классика. Музыкальный разговор о самом главном – о человеческой душе, её страдании, вере и любви. Произведения Бортнянского, Дегтярёва, Чайковского, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Извекова.

 

День четвёртый. «Я приехала учиться, а не на конкурс»

(Кристина Сабакарь, 14 лет,  г. Железногорск Красноярского края).

В прошлом году Кристина закончила музыкальную  школы по классу фортепиано, в этом – готовится к поступлению в музыкальный колледж. Скорее всего, музыка станет её профессией. Уже сегодня чувствуется серьёзное отношение к делу – абсолютно не детское. У многих учеников Академии та же убеждённость – нацеленность на совершенствование своих музыкантских качеств.

…Возвращаясь сегодня вечером из музыкальной школы, мы встретили знакомого – сотрудника ядерного центра. Проходя по улице Ленина, он в очередной раз обратил внимание на залитые светом окна школы и музыкальные звуки, оттуда доносящиеся. Поздний вечер. Выходной день. Скоро каникулы… Далёкого от музыки человека удивило то, что в нашем небольшом городе сейчас работает столько увлечённых музыкой детей и преподавателей.

На самом деле, детей, преданных музыке немного. И дети эти особенные: они уж точно не заменят гаджет на игру в ансамбле. Многие ансамбли сейчас появляются спонтанно – в рабочем процессе Академии. Ученикам интереснее работать с новыми оркестровыми партиями, музицировать и испытывать  особенное счастье – то,  когда понимаешь: Я могу! У меня получилось!

Утром в фойе второго этажа школы многие обращали внимание на девочку, которая занималась без инструмента – с карандашом в руке, отстукивая ритм по столу и произнося шёпотом ноты. Она внимательно вглядывалась в нотный текст, лежащий на столе, задумывалась, иногда что-то подчёркивала. У тринадцатилетней Маши Троицкой из Димитровграда настоящий, зрелый подход к исполнению. На вопрос: «Что даёт тебе такая работа с нотным текстом?», - ответила: «Я вслушиваюсь в музыку внутри себя и понимаю, как она должна звучать».

Академия даёт возможность всем её слушателям заходить в любые аудитории,  в любой момент рабочего процесса. Конечно, и преподавателей и детей, в первую очередь интересует свой инструмент. Но не только он. Саксофонисты слушают скрипачей, а виолончелистов можно увидеть в залах, где занимаются пианисты…Музыканты  учатся друг у друга особенностям звукоизвлечения, штриховой палитре, работе с музыкальным временем. Так получилось, что именно сегодня в классах фортепиано, гитары, скрипки, баяна, домры и оркестра эта тема – распределение музыкальных фраз во времени (одна из самых сложных в музыке) - была главной.

Кому в первую очередь нужна Академия? Конечно, детям - одарённым, мотивированным на профессиональное обучение. Золотой треугольник: ученик – преподаватель – наставник - должен работать в едином ключе. Открыть сильные и слабые места,  зажечь и увлечь, овладеть техникой ремесла.  Детям, их преподавателям и родителям очень важно  получить поддержку Мастера.

С природно одарёнными детьми наставники работают требовательно: оттачивают штрихи, добиваются качества в исполнении даже нескольких нот, помогают найти новый подход к звучанию инструмента. Нужно понимать следущее: мастер-класс – это не шоу, в котором педагог демонстрирует себя. При сотворчестве с одарённым музыкантом, тем более юным, все усилия преподавателя должны быть направлены на получение новых исполнительских возможностей, которые помогут ученику глубже проникнуть в тайны музыки. Присутствующие на уроке преподаватели всегда задают наставникам вопросы. Весь мастер-класс обычно записывается на камеру. Это правильно - обратная связь очень важна. Хорошо, что современные технологии позволяют не упустить ни одной детали. Каждый совет может помочь подняться на новую ступень мастерства ученику и его учителю.

Очень важно то, что многие наставники не только блестящие педагоги, но и великолепные исполнители. Солисты оркестров «Новая Россия», русских - народных инструментов имени В.Андреева, квартета А.Фраучи. Может быть, именно поэтому мастера стараются сделать так, чтобы все участники Академии могли играть в ансамбле. Не важно - большом или малом.

Гала-концерт состоится вечером 29 октября, во вторник. Большой зал ДК «Октябрь» В школе уже начались репетиции. В ансамбли и оркестры объединяются дети разных возрастов, ещё не знакомые друг с другом. Разные города, разные инструменты… Составы коллективов непривычны. Например: виолончели, баян и флейта. Или две гитары и три домры. Саксофон, фортепиано, флейта… И главное - соединяющий струнников  оркестр, в составе которого играют не только дети, но и их коллеги – преподаватели. Выступление сводного оркестра станет кульминацией гала - концерта, его заключительным аккордом.

Сегодня, 26 октября, Академия достигла своего рабочего экватора. Впереди ответственные репетиции и большой финал.

А теперь лирическая кода. Дни рождения обычно отмечают в кругу родных и близких друзей. У концертирующих музыкантов, тем более «академиков», бывает и по-другому. 26 октября свой День рождения отметил Леонид Борисович Друтин, саксофонист.

С утра маэстро репетировал с детьми, а во второй половине дня «переместился» на сцену Челябинской филармонии уже как солист, выступающий с камерным ансамблем под управлением народного артиста СССР Ю.А.Башмета.

Наше «академическое братство» поздравило уважаемого Леонида Борисовича с Днём рождения во время обеда в зале ресторана «Снежинка». Надеемся на то, что после окончания «академической» недели добрый «снежик» - символ нашего наукограда - будет приятным воспоминанием о встрече на уральской земле.


 

День пятый

«Ура! Я научилась читать с листа» - Дарья Светличная, 16 лет, г.Саров, флейта

Пятый день Академии мы решили посвятить её юным участникам. Но прежде хочется поделиться той цитатой из «Жизненных правил музыканта» Роберта Шумана, которую  привёл руководитель оркестра Академии Александр  Львович  Хургин:

«Не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре  и оркестре…» «В оркестре много голосов»,- сказал Александр Львович, поскольку  в нём много музыкантов. А рояль – тот же оркестр, но музыкант один….»

Как же быть «одинокому» пианисту, чей преподаватель остался дома, а представители фортепианного сообщества из команды его города  как правило, аккомпанируют другим инструменталистам, занимаются со своими «родными» учениками и посещают мастер-классы? Это уже не вопрос – проблема! Далеко не единственная. С каждым днём работы Академии проблем становится всё больше. Это правильно. Для того  чтобы совершенствоваться, успокаиваться нельзя!

Дети, оказавшиеся в Снежинске без присмотра своих  преподавателей и родителей,  на  ходу учатся самостоятельности.

Мария Башарина, 14 лет, скрипка, г.Заречный  Пензинской области:

«Я девять лет училась в музыкальной школе. Собираюсь продолжить своё образование в колледже. Приехала в Снежинск без своего преподавателя. Удивлена тем, что сегодня (в первый рабочий день Академии) сыграла очень свободно. Возможно, повлияла смена обстановки. Или я учусь быть самостоятельной?  Елена Казимировна Чверток, несмотря на всю доброту и ласковость, мощная и серьёзная. Всё объясняет чётко и понятно. Мне сложно, но я стараюсь».

Рабочий день нашей пресс-группы начинается очень рано. Слишком многое хочется успеть увидеть, услышать и рассказать вам.

С 23 октября стены снежинской музыкальной школы наполнены творчеством, музыкой, профессиональным общением. Кажется, так будет ещё очень долго… Однако, работа Академии завершится уже через три дня.

Если ещё вчера юные музыканты со своими преподавателями приходили к 8.30, то сегодня уже всё изменилось. Первые звуки музыки будят окружающие школу дома с семи часов утра, а последние умолкают после двадцати двух, или даже позже - по желанию учащихся.

Наша школа, конечно, просторная, но аудиторий для одновременных занятий всем не хватает. Поэтому, кто-то из ребят занимается в коридорах и фойе, иные, без инструмента -  за столами, а кто-то и под лестничным маршем. С 10 утра начинаются уроки с наставниками, которые продолжаются до обеда. Сразу после небольшого перерыва  репетиции возобновляются – уже в классе ансамбля и оркестра.

Сергей Соболев, 11 лет, скрипка, г.Заречный  Пензинской области

« Как я себя чувствую в оркестре? Потрясающе! Мне очень интересно. В моей школе оркестра нет. Надеюсь, что он когда-нибудь будет. Я уже многому научился. То, что сейчас происходит – это главное. Большего я и не хочу».

Ольга Алексеевна Фафурина, мама Сергея, концертмейстер: «Я записываю все мастер – классы, на которые хожу. Поздним вечером после репетиций пересматриваем их вместе с сыном. Я не ожидала того, что работа в оркестре занимает столько времени – целых три часа. Мы даже не успеваем выполнять домашние задания. Но это опыт, и опыт бесценный! Именно сейчас, в процессе работы Академии,  нужно понять и определиться  – кем Серёжа видит себя в будущем, станет ли он профессиональным музыкантом?»

График работы Академии напряжённый у всех – и у учеников, и у преподавателей. Как организовать временное пространство таким образом, чтобы ребёнок успевал хотя бы немного отдохнуть? Учителя, родители и дети мобилизованы. Они решают эти проблемы быстро и качественно.

Конечно, тем, кто приехал со своими  родителями и  преподавателями, намного легче. Но  есть и такие ребята, которые занимаются самостоятельно.

Кристина Сабакарь, 14 лет, фортепиано, г.Железногорск Красноярского края

«С Еленой Евгеньевной Попковой я разбираю ре-мажорную Сонату Гайдна и шестой Этюд Мошковского. Научилась общаться, спрашивать, а не молчать. Стараюсь посещать занятия других учеников. Я понимаю: Академия – это то, что мне нужно. К тому же, это опыт, самостоятельность и взросление. Я обязательно буду музыкантом!»

На каждую из 18 делегаций было выделено всего шесть вакансий. Правильно ли это – судить не нам. Но то, что в «золотом треугольнике» (преподаватель – ученик – наставник)  работать можно более продуктивно и с большей уверенностью – это однозначно!

С самого начала работы Академии сформировались новые исполнительские коллективы. Разновозрастные и разные по составу ансамбли. Большой оркестр. В процессе совместного музицирования дети учатся игре в команде, убирая собственное «я» и подчиняясь общей задаче – Музыке!

Пётр Шугаев, 11 лет, скрипка, г.Снежинск

«Чем отличается вторая Академия от прошлогодней? Тогда было легче, а в этом году я сел в оркестр. Работы стало гораздо больше. Хорошо, что «отодвинули» возраст. Можно участвовать с десяти лет. В прошлом году я был самым маленьким. В этом – чувствую себя гораздо лучше. Стал заниматься гораздо больше. Оркестр занимает всё вечернее время. К тому же, после оркестровых репетиций у нас собрание. Очень большая загруженность, такого даже в Сочи не было» - (в феврале Пётр Шугае и его преподаватель Наталья Авенировна Легранд были участниками Зимнего фестиваля Юрия Башмета в Сочи, одними из немногих участников Академии).

Для чего нужна Академия? Я расту, учусь другой манере игры у Татьяны Витальевны Балашовой. Ещё не думал, стану ли я профессиональным скрипачом. Сейчас хочу добиться естественности в игре, ведь свобода – это главное.

Хорошо, что из – за Академии я пропустил в гимназии две контрольные - по английскому и географии».

На репетициях в классах  ансамбля и оркестра преподаватели музыкальных школ проявляют особую заботу: они учат партии с детьми, помогают им разобраться со штрихами, сами садятся за пульты. Пианисты - другие, у них занятия индивидуальные.

Каким должен быть ученик Академии, чтобы сразу найти контакт с педагогом сразу? Одарённым, собранным, мобильным, заинтересованным.

Удачно ли время проведения Академии в городах Росатома? Думаем, что нет.

Как правило, дети к концу октября ещё не набирают концертную форму, после летнего перерыва «хромает» внимание, не до конца «уходит» лень, многие произведения находятся в стадии разбора.

Это мнение большинства преподавателей. Может быть, организаторам такого замечательного проекта - необходимого, объединяющего, перспективного, стоит подумать о более поздних сроках его проведения – зимой или в начале весны.

 С какими ещё сложностями сталкиваются дети?

Мария Панина, 10 лет, скрипка, г.Саров

«На первом мастер-классе было слишком много людей. Мне мешал шум. А сегодня никто не пришёл, и всё было очень хорошо и свободно».

Екатерина Староверова, 13 лет, саксофон, г.Саров

«Леонид Борисович (Друтин) мне переставил все пальцы. Сначала было неудобно, но я с этим справилась».

Дарья Синицкая, скрипка, г.Саров

« Я в Академии уже второй раз. Мне трудно приспособиться к смене часовых поясов. Вставать по – нашему времени приходится в пять утра. Зато в «Снежинке» такие вкусные обеды!»

Игорь Кокшаров, 13 лет, домра, г.Волгодонск

«Мне всё нравится, но у вас очень холодно. У нас в Волгодонске сегодня утром плюс пятнадцать».

У ребят и их преподавателей остаётся очень мало времени на отдых. Тем не менее, пока позволяет погода, они успевают познакомиться с осенним Снежинском, увидеть сад камней возле кинотеатра «Космос» и маленького «снежика» возле универмага, прогуляться по берегу озера и набрать немного гальки в подарок близким с синарских берегов.

Скоро финал. Через три дня закончится Академия. На память о Снежинске все хотят приобрести его главный символ – маленького «снежика».

«Все такие добрые! В Снежинск нужно ездить за добром».

(Мария  Панина, г. Саров)

Наталия Воронова и Юлия Лаушкина

 

День шестой

Немного странно то, что сегодня закончился всего лишь шестой день работы Академии. Спрессованность занятий, заполненность учебного графика, разнообразие музыки, творческое общение, – всё это создаёт ощущение того, что времени прошло гораздо больше.

Уже видны результаты – сегодня вечером состоялся большой «Академический» концерт. Солисты, ансамбли с разным количеством участников и с разными же инструментами. Своих, «родных» музыкальных произведений (они были разучены ещё дома) было меньше, чем тех, которые сложились всего лишь за несколько дней.

Все юные исполнители талантливы и мобильны. Но  главной задачей (подбор репертуара, распределение партий, аранжировка для конкретного состава и конкретных детей, приведение изначальной разобщённости к убедительному художественному целому) – все они легли на плечи наставников.

Мастера умеют работать – быстро, качественно, профессионально. Сегодня в переполненном зале снежинской музыкальной школы не оказалось тех, кого бы не впечатлило детское творчество. На сцене были уже не те дети, которые весело общаются друг с другом между занятиями, смеются, обмениваются адресами с новыми друзьями… Однако, никогда не шумят, не повышают голос. Может быть, стены нашей школы их так дисциплинируют? Наверное, это не главное. Они – уже музыканты. К звукам привыкли относиться с уважением, «фильтровать» их качество даже в быту, не только на занятиях.

Вечером в большом концерте объединились настоящие музыканты: собранные, достойные. Очень красивые. Дело не только в возрасте – в одухотворённости. Светящиеся глаза, открытые лица... Ведь главная задача музыки – создавать красоту. Преобразовывать пространство, помогать исполнителям и слушателям стать лучше, добрее и возвышеннее.

Завтра вечером в ДК «Октябрь» пройдёт торжественное закрытие Академии. Финальный концерт - яркий и радостный. Итог большого хорошего дела. Но, поверьте, концерт сегодняшний, более камерный (сводный оркестр выступит завтра) – не менее важен и значим для участников и слушателей. К тому же, акустика зала музыкальной школы больше раскрывает возможности «живого», не усиленного электроникой звука.

Академия - нужна. Её польза  для объединения талантов наших городов очевидна. Однако, профессиональные  проблемы были и остаются. О них и поговорим. Может быть, сейчас не самое удачное время для разговора между двумя большими концертами… Но когда ещё? За ответами мы обратились к наставникам Академии.

Музыкальные школы в закрытых городах, как правило, работают автономно: нет куратора, очень много «наблюдателей», которых интересует всё, кроме творческой составляющей.

Постановке рук и нотной грамоте можно научиться и в кружке. Музыкальная школа должна формировать именно музыканта. Для этого важно всё: полный комплекс учебных дисциплин, высокая репертуарная планка. Такая, какой она была ещё десять лет назад. То, что происходит с музыкальным образованием сейчас – не поддаётся никаким объяснениям.

Вопросы о плюсах и минусах того, что сейчас происходит в нашей общей музыкальной жизни мы задавали всем преподавателям – столичным и провинциальным.

Начнём с плюсов. Мастера – наставники заинтересованы в продолжении «академического» движения. Конечно, уровень подготовки у юных музыкантов разный. Тем ни менее, за неделю работы в классах по специальности, ансамблю и оркестра удалось сделать очень многое. Цель Академии достигнута – произошло полное погружение в музыку.

Леонид Борисович Друтин, преподаватель по классу саксофона:

« Это потрясающая школа. Здесь всё проникнуто творческим духом, включая художественное оформление – картины и афиши».

Олег Валерьевич Гулевский, преподаватель класса баяна, Санкт-Петербург:

«Идея Академии прекрасна. Это не просто часовой мастер-класс, а недельное общение. За это время можно увидеть ребёнка в работе как солиста и как участника ансамбля, услышать степень его одарённости».

Сейчас в музыкальных школах особенно остро стоит вопрос с обучением на духовых и народных инструментах: не хватает преподавателей, ограничена инструментальная база. Во многих школах нет оркестров - струнных и русских народных.

Отвечая на наши вопросы после выступления камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель коллектива Юрий Абрамович Башмет  сказал: «Для того чтобы развивалось какое - то конкретное направление, нужны энтузиасты. К ним обязательно потянутся ». 

Большой сплочённый коллектив важен для любой музыкальной школы. Тем более для нашей, единственной в Снежинске. Ни одно значимое мероприятие не обходится без участия юных и взрослых музыкантов из ДМШ.

Александр Альбертович Плисковский, солист оркестра «Новая Россия», флейта: «Любой хороший ансамбль или оркестр – это коллектив, который может стать «визитной карточкой города». Попробуйте вспомнить какого-нибудь экономиста в Германии или управляющего крупным синдикатом во Франции. Вряд ли у вас это получится. Зато все знают Моцарта и Баха, Ван Гога и Шопена».

О.В.Гулевский: « Ансамбли – именно этот жанр повышает интерес ребёнка к музыке. Концертные номера готовятся за несколько дней, а точнее, с момента выдачи нот, до сцены. Это стресс. Но такие навыки обязательно нужны: приобретается опыт совместной игры с другими инструментами. Дети вынуждены слушать и слышать тембры других инструментов, из-за чего обостряется слуховое восприятие, появляется желание заниматься самому».

Л.Б.Друтин: «Одна из самых острых проблем – нехватка преподавателей.

Лет десять назад был определённый провал в духовом движении. Сейчас ситуация изменилась. Тем более что для нашей музыки написано очень много сочинений,  в том числе интересные скрипичные и виолончельные переложения…

В конце концов, занятие на духовом инструменте полезно для здоровья - это знают все».

…Талантливые дети встречаются везде.  Наша задача – вовремя их услышать и протянуть руку помощи. Для участия во Второй Академии  я рекомендовал саксофонистов из Лесного, игру которых слышал раньше.  Считаю своим долгом помогать ребятам и в дальнейшем».

Александр Львович Хургин, дирижёр оркестра «CantusFirmus»:

«Объединять учеников в оркестр – дело весьма благодарное. Детям нравится играть в коллективе. Главное – брать технически несложный и очень качественный по музыке материал. Дети – это всегда открытие! Второклассники и семиклассники работают вместе и помогают друг другу. В оркестре у каждого своя ниша: есть лидеры, есть солисты. Задача дирижёра  - это услышать и научить детей слушать друг друга».

«К сожалению, общей и ,увы, самой главной проблемой становится снижение уровня музыкального образования.. Музыкальная школа перестаёт быть «творческим домом», становится просто учреждением. Некоторые предметы вовсе упраздняются, другим отводится меньше времени. Меняется само понятие «школы» - осознанной, настойчивой, уверенной в своей необходимости. Это не кружок и не факультативный ликбез –  задачи разнятся кардинально. Школа не только обучает, но и воспитывает.

Елена Казимировна Чверток, скрипка, Москва

«Как хороша была система музыкального образования в СССР – хватало всего! Сейчас всё слишком изменилось. Уровень падает. Вводятся разные категории обучения детей. Критерии не понятны. Поскольку во главу угла ставятся «толерантность» и облегчённость, совмещённая с развлечением. Облегчённое сольфеджио, « В мире Музыки» вместо музлитературы…

Нужна колоссальная база начального музыкального развития. А сейчас всё падает на плечи педагогов по специальности – и художественная, и теоретическая части. Многие школы закрываются, а наша профессия требует фундаментальности. Мы воспитываем слушателей – культурных людей. Общество мы воспитываем!»

Что делать для того, чтобы музыкальные школы держали высокую планку? В первую очередь – воспитывать преемников. Тех, кто после окончания вузов вернётся работать домой. Тех, кто будет эти школы поддерживать.

Однако, не всё так грустно. Преемственность существует, хотя и не в тех масштабах как раньше. Выпускники колледжей и вузов, хоть и реже, но возвращаются в свои «пенаты».  Хорошо, что есть педагоги – энтузиасты, которые создают «блестящие» классы и педагогические традиции. Престиж профессии музыканта давно уже не тот. Но есть  надежда, есть конкретные примеры того, что музыкальные  начинания, заложенные в городах Росатома, продолжают жить и развиваться.

Примеры этому есть и в нашем городе. Снежинцы: Степан Худяков, Анастасия Чернухина играют в симфонических оркестрах, преподают в специальной музыкальной школе при консерватории. Елена Кузнецова и Зинаида Чебурова продолжают своё обучения в свециальных музыкальных колледжах Санкт – Петербурга и Екатеринбурга. Виолончельный класс нашего преподавателя Татьяны Алексеевны Угловой – настоящий знак качества, которым наш  город может гордиться.

Выпускники снежинской ДМШ Анастасия Иванова и Глеб Суров учатся в Москве, концертируют… Хочется верить в то, что такие дети в городах Росатома будут всегда!

Во второй Академии уже открыты многие «новые имена». Имена тех детей, за которыми - наше музыкальное будущее. Преемственность.

 

29-10-2019