25 января ежегодно отмечается День российского студенчества - Официальный сайт администрации города Снежинска
-
+
Увеличение шрифта CTRL '+' уменьшение Ctrl '-'
Поддержка экономики Челябинской области Covid-19 Приемная

Рубрикатор

Новости

25 января ежегодно отмечается День российского студенчества

О том, как изменился за последнее десятилетие образовательный ландшафт в высшем и среднем профессиональном образовании в России и Снежинске, рассказывает руководитель СФТИ НИЯУ МИФИ Оксана Линник.

Изменения, которые произошли, во многом связаны с Законом об образовании, который вступил в действие в 2012 г. Именно этот документ узаконил отмену начального профессионального образования, оставив только два уровня профессионального образования – среднее и высшее.

 

В среднем профессиональном образовании (СПО) программы поделены на два подуровня: подготовка рабочих кадров ведется на коротких 11-месячных программах, поступив на них ребенок так и останется, как принято говорить с 9 классами образования, и подготовка специалистов среднего звена с выдачей аттестата и присвоением рабочей квалификации.

Но и это не все нововведения СПО. С 2016 г. ведется планомерная работа по внедрению новых специальностей, входящих в перечень «ТОП-50» профессий, которые востребованы уже сейчас и будут востребованы в будущем.  А с 2021 года полностью прекращается набор на 30 устаревших программ подготовки рабочих и служащих. И те колледжи и техникумы, которые не успели перестроиться, потеряют и госзаказ и платных студентов.

Еще одним важным аспектом, вытекающим из программ «ТОП-50», является реализация их в тесной связке с работодателем, не менее 50% учебного времени студент колледжа должен проводить «у станка», все как в реальной деятельности, к которой он готовится. В конце обучения студент обязан будет показать свои навыки работодателю в формате демонстрационного экзамена, на рабочем месте, аналогичном рабочему месту на предприятии. Кстати в европейских странах студентов экзаменуют непосредственно на предприятии. И Россия с 2016г. начала внедрять неведомое для многих слово «WorldSkills», которое переводится как «мировая компетенция». Правда разрыв в финансировании реализации программ СПО с теми же европейскими странами так и не устранен. Ведь практическое обучение стоит дорого, нужна ежегодно обновляемая материальная база, расходные материалы на каждого студента. Как быстро развивается, например, электроника, и с какой скоростью колледж должен менять оборудование и расходные материалы по подготовке специалистов в этой области! Вместе с этим должна расти квалификация преподавателей, носителей передовых технологий. Преподаватель в колледже по требованиям, давно не лектор, он практик, наставник, тренер.

А что в Снежинске с СПО?

Колледж при Снежинском физико-техническом институте всегда был и остается структурным подразделением, а не самостоятельным учебным заведением. Это во-многом положительно повлияло на возможности колледжа внедрить новые программы, из перечня ТОП-50. Новые требования к колледжам повлекли резкое увеличение стоимости оборудования и расходных материалов, задействованных для обеспечения стандартов, соответствующих мировым. Но и кафедры вуза, и колледж используют общую материально-техническую базу, где уже шесть компетенций обеспечены по мировым стандартам, на них получены соответствующие сертификаты:

-          Токарные работы на станках с ЧПУ;

-           фрезерные работы на станках с ЧПУ;

-          инженерный дизайн CAD;

-          прототипирование;

-          электроника;

-          мобильная робототехника.

И если несколько лет назад Снежинский колледж не мог похвастаться сколько-нибудь весомыми успехами, то за последние годы колледж стал одним из первопроходцев в стране по внедрению демонстрационного экзамена по мировым стандартам. Студенты показали лучшие результаты среди колледжей, ведущих подготовку кадров для ГК Росатом по таким компетенциям как инженерный дизайн CAD, фрезерные работы на станках с ЧПУ, прототипирование. Среди студентов колледжа теперь учатся национальные чемпионы по робототехнике!

Большая часть программ колледжа технической направленности. У программ есть заказчик – РФЯЦ-ВНИИТФ, предприятие предоставляет базу для всех видов практик. Особая роль в заказе и подготовке студентов у Государственного завода №1 предприятия.

Колледж принимает выпускников 9-х и 11-х классов.  Но далеко не все снежинцы готовы осваивать технические специальности. Поэтому внимание последние годы стали уделять и гуманитарному блоку программ. Он представлен программами по подготовке специалистов по дошкольному образованию, экономике и бухгалтерскому учету. Но лицензия колледжа гораздо более обширная. Однако в Снежинске пока нет работодателей, которые готовы не просто подписать заказ на выпускников, а реально вместе с колледжем заняться подготовкой и, что самое главное, трудоустройством специалистов. Перечень партнеров колледжа из числа городских организаций пока не велик, что не может не вызывать беспокойства. И как часто приходится вспоминать опыт коллег из такого же 50-тысячного городка, правда только финского - Миккели, где побывали на стажировке представители СФТИ НИЯУ МИФИ. Все без исключения работодатели заявляли о своей социальной ответственности при организации практик, стажировок и трудоустройства для студентов местного колледжа и вуза, будь то деревообработка, строительство, автодело, металлообработка или обслуживание зданий и сооружений.

Кстати, на период закрытия Снежинского политехнического колледжа (ПЛ-120) в нем уже давно не реализовывались строительные специальности. Из-за отсутствия партнера от строительной индустрии города пришлось в 2016 г. свернуть строительную специальность и колледжу СФТИ НИЯУ МИФИ. И все же учитывая спрос на нее со стороны поступающих с 2020 г. набор на «строительство и эксплуатацию зданий и сооружений» будет восстановлен. Дело за малым, пробудить наших работодателей к совместной подготовке кадров для городской экономики.

Не меньшие изменения произошли и в высшем образовании, существенно обновился его ландшафт в России.

За последние десять лет в вузах введена уровневая система обучения: бакалавриат и магистратура по формуле 4+2 года. Существенно уменьшилось количество направлений подготовки, путем их укрупнения. 5-летний специалитет был сохранен, но в минимальном количестве. Работодатели болезненно воспринимали новшества «болонской системы», многие специальности, важные по их мнению, были «потеряны». Теперь используя возможность вариативного содержания обучения по заказу работодателя можно внутри одного и того же широкого направления, например «прикладная математика и информатика», формировать отдельную образовательную программу со своим содержанием, допустим «математическое моделирование». Но все это требует более тесной работы с предприятиями-заказчиками.

Были закрыты многие филиалы и вузы, особенно те, которые большую часть программ реализовывали в заочной форме. А с 2018 г. вузам России вообще запретили по многим программам реализовывать заочную форму обучения. Все вузы страны начали усиленно «рейтинговать» как внутри страны, так и среди вузов всего мира, поставив задачу вхождения не менее 5 российских вузов в первую сотню вузов мира. Под повышение конкурентоспособности ряду ведущих вузов стали выделять немалые дополнительные бюджетные средства.

И процесс трансформации системы не закончен. С 2020 г. при распределении контрольных цифр приема между вузами будет проводиться конкурс, где основными критериями станут: средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов, удельный вес магистрантов и аспирантов среди студентов вуза, удельный вес иностранных студентов, уровень трудоустройства и даже заработной платы выпускников, объемы НИОКР на одного преподавателя, количество статей в журналах, входящих в базы данных Web оfScience и Scopus и еще ряд показателей, которые будут учитываться отдельно по головным вузам и их филиалам. Это нововведение станет еще одним испытанием для системы высшего образования. Понятно, что наиболее высокие показатели, в основном, у столичных вузов, притягивающих лучших абитуриентов со всей страны. Однако в основном это движение в одну сторону. А между тем только у одного Росатома 90% предприятий рассредоточено по регионам, а не в столице.

Снежинский физико-технический институт с 2009 года входит в состав «большого МИФИ», так подчас называют Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, акцентируя внимание на его филиальной сети, расположенной в 6-ти федеральных округах. Учитывая тенденции, которые происходили последнее десятилетие в высшем образовании, шансов «выжить» небольшим отраслевым вузам в Снежинске, Сарове, Новоуральске и Северске (в этих ЗАТО вузы в свое время отважились на самостоятельный период развития),практически не было.

Сегодня в СФТИ НИЯУ МИФИ обучается чуть более тысячи студентов, практически все на очной форме обучения. Из них 600 человек – это студенты высшего образования, магистранты, аспиранты, 400 – студенты колледжа. Иногородних студентов – 250 человек, а съехались они из 17-ти регионов страны, есть даже москвичи. Численность студентов в Снежинском МИФИ за последние годы существенно выросла, и тем не менее, важный показатель характеризующий городскую среду – количество студентов на 1000 жителей — пока остается низким.

Снежинский филиал МИФИ при переходе на болонскую систему сумел сохранить специалитет, а при повсеместном переходе на бакалавриат, отстоял свое право на собственные магистерские программы. В уральских городах ЗАТО это единственный вуз с собственной магистратурой и даже аспирантурой.

На СФТИ НИЯУ МИФИ выходили с неоднократными предложениями об обучении иностранных студентов (Белоруссии, Казахстана и др.) Но в силу закона о ЗАТО на территории Снежинска это невозможно. Часть образовательных программ в СФТИ НИЯУ МИФИ реализуется с материалами, содержащими государственную тайну. Да и научные работы, выполняемые вузом, имеют существенные ограничения для публикаций в иностранных журналах.

СФТИ НИЯУ МИФИ ежегодно подвергается оценке и рейтингованию по общепринятой методике. Так, среди 27 вузов и филиалов на территории Челябинской области по итогам мониторинга за 2019 г., проведенным Министерством науки и высшего образования, Снежинский филиал МИФИ находится на первом месте. И этот успех работы коллектива за последние годы сложился при поддержке головной площадки МИФИ и РФЯЦ-ВНИИТФ. Вуз гордится достижениями своих студентов, которые демонстрируют успехи на национальном уровне, побеждая и занимая призовые места на Всероссийских студенческих олимпиадах, чемпионатах WorldSkills. Не менее важной является работа студентов в проектных командах и в качестве наставников снежинских школьников.

Но уже 2020 год принесет всем вузам новые «рейтинги» в части распределения государственного финансирования и бюджетных мест для студентов. И тут, учитывая, пусть и объективные, но нулевые показатели по иностранным студентам, небольшой объем публикаций в иностранных журналах, СФТИ придется принимать меры, повышающие другие показатели из нового рейтинга, дабы не потерять основу существования – федеральную субсидию. Стоит отметить, что в период общественных слушаний нововведения, дирекцией ядерного оружейного комплекса были направлены письма, где указывалась специфика вузов, находящихся на территории ЗАТО ГК Росатом, но «скидку» чиновники министерства науки и образования делать не стали.

Вузы и колледжи в любой стране и в любом городе – это места сосредоточения и притяжения молодежи, зарождения и внедрения инноваций, а значит, будущего.

Несмотря на многочисленную критику тех новшеств, которые претерпела система профессионального образования в России, коллективы вузов видят, что «выживет» не только сильнейший и крупнейший, но и те вузы и колледжи, которые сумеют совместно с работодателями и городскими сообществами выстроить современную образовательную среду. Ведь большинство показателей, установленных для вузов, показывают их нужность и востребованность, прежде всего работодателем, регионом или городом, где они расположены.

С Праздником, дорогие студенты и выпускники и все, кто в душе себя считает все тем же юным студентом!

24-01-2020