15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно 15 марта, начиная с 1994 года. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику мероприятия. В 2018 он проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Так же, как и в 2017 году, Международная Федерация потребительских организаций призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции.
Главным трендом развития потребительского рынка становится его цифровизация. Появились оплата услуг и товаров онлайн, настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета. За первое полугодие 2017 года объем онлайн-трансакций физических лиц вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 1 трлн рублей. По итогам 2017 года он, по прогнозам, мог дойти до 2,2 трлн рублей, что будет абсолютным рекордом (данные рейтингового агентства «Эксперт РА»- RAEX).
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. По экспертным оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) в 2016 году в России 56 млн человек (46,6%) пользовались Интернетом с мобильных устройств. Объем рынка интернет-торговли в первом полугодии 2017 года составил 498 миллиардов рублей, а всего за год, по прогнозам, должен был составить 1150 млрд рублей, что в два раза превышает объем интернет-продаж 2013 года (544 млрд рублей).
В Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и определены принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. Одним из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу станет актуализация и систематизация потребительского законодательства. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это приобретения товаров и услуг офлайн или покупок в сети «Интернет». По мере глобализации сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
При этом особое внимание необходимо уделять правам потребителей в части получения достоверной информации, необходимой для принятия обоснованных решений относительно использования интернет-ресурсов для покупки товаров и услуг.
В этой связи Управление Роспотребнадзора по Челябинской области совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» напоминает, что пользователи интернет-услуг могут получить консультации по телефону «горячей линии» 8-800-100-26-73 или по телефонам Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» (8-351) 724-3269, 724-32-70, 8-9089333802 в рабочее время, кроме выходных и праздничных дней.
По материалам http://rospotrebnadzor.ru, http://74.rospotrebnadzor.ru