Информация Управления образования - Официальный сайт администрации города Снежинска
-
+
Увеличение шрифта CTRL '+' уменьшение Ctrl '-'
Комфортная городская среда объясняем.РФ Приемная

Рубрикатор

Новости

Информация Управления образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) : ответы на часто задаваемые вопросы

1.Что из себя представляет федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)?
-ФГОС НОО – совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения ООП НОО; к структуре ООП НОО, в том числе требования к соотношению частей образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

2.Чем обусловлена необходимость перехода на новые стандарты?
Создание стандартов первого поколения было инициировано потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х г.г. XX в. ситуации многообразия образовательных систем. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.
В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…,способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения.
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам. Поэтому возникла необходимость разработки нового поколения стандартов.

3.Чем отличается новый стандарт от старого? В чем его плюсы?
В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход. Если действующий сегодня стандарт ориентирован на предметные результаты, т.е. определяет набор дидактических единиц, которые должен усвоить ребенок в школе, то в новом ФГОС НОО на первый план выходят личностные и метапредметные результаты: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, мотивированность на получение образования на протяжении всей жизни, социальная зрелость и адаптивность, восприятие ценностных ориентиров и др., что дает возможность интересной, полноценной, успешной жизни в современном мире.
В основу разработки стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
Отныне школьное образование рассматривается как заказ общества, государства и семьи образовательному учреждению. При этом ответ за успех обучения, благодаря идее общественного договора будет держать не только педагог, но и семья ученика, а также учредители школы.
Уже с первого класса школа будет прививать детям умение самостоятельно добывать знания, работая с разными источниками информации.
Школе возвращается воспитательная функция, утерянная ею в последние десятилетия. Внеурочная деятельность педагогов будет оплачиваться так же, как и работа в первой половине дня.
Большое внимание будет уделяться личным достижениям учащихся.
Разработчики составили «портрет выпускника начальной школы»:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Массовое переобучение и переподготовка учителей, которым предстоит работать в принципиально новой школе повлекут за собой коренные изменения в системе педагогического образования и повышения квалификации педагога.

4. Что из себя представляет учебный план начального общего образования в свете перехода на новые стандарты?
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей.
Обязательные предметные области и предметы приведены в таблице:

п/п

Предметная область

Предметы

1.

Филология

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

2.

Математика и информатика

Математика

Информатика

3.

Обществознание и естествознание

(Окружающий мир)

Окружающий мир

4.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

 

Основы духовно-нравственной культуры народов России

 

5.

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка

6.

Технология

Технология

7.

Физическая культура

Физическая культура

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, на внеурочную деятельность. Количество учебных часов за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

5. Изменится ли с переходом на ФГОС НОО наполняемость классов?
В соответствии с требованиями ФГОС НОО наполняемость классов устанавливается в количестве 25 человек.

6. Сколько минут будет длиться урок в начальной школе?
Продолжительность всех уроков в первом классе составит 35 минут. Во 2-4 классах – 40-45 минут.

7. Изменится ли с переходом на ФГОС НОО  продолжительность рабочей недели у первоклашек?
Решение о режиме работы школы (пяти или шести дневная рабочая неделя) принимает само образовательное учреждение. Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней

8. Каким образом будет организована внеурочная деятельность обучающихся начальных классов?
Внеурочная деятельность должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Сколько часов будет дано и на какое направление решает образовательное учреждение, исходя из социального заказа родителей, кадровых, материально-технических и других ресурсов. Учащиеся и их родители смогут выбрать виды занятий во второй половине дня, и проведение этих занятий педагогам будет оплачиваться. Если ребенок занимается в музыкальной школе или в спортивной секции, то это входит в понятие «внеурочная деятельность». Более того, школа может заключить договор с соответствующим учреждением дополнительного образования, и туда будут перечисляться деньги за обучение ребенка. То есть в данном случае школа становится центром сетевого взаимодействия учреждений основного общего и дополнительного образования.

 При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательные учреждения будут использовать возможности городских образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности школы города смогут использовать возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Сейчас образовательные учреждения города решают, какие программы внеурочной деятельности будут реализовывать сами, а какие с помощью учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

9. Каким образом будет осуществляться финансирование внеурочной деятельности?
В соответствии с действующим законодательством финансирование общего образования, в том числе внеурочной деятельности, является предметом ответственности муниципалитетов. Если у муниципалитетов не хватает денег, они получают соответствующие целевые субвенции с регионального уровня. Сейчас в рамках Федерального Закона -83, который требует очень внимательного изучения со стороны руководителей образовательных учреждений, будет формироваться государственное и муниципальное задание образовательным учреждениям на реализацию ФГОС.

10. Готовы ли учителя начальных классов к переходу на ФГОС НОО?
Одним из критериев готовности общеобразовательного учреждения к введению стандарта  является повышение квалификации всех учителей, работающих в начальных классах. Исходя из этого, важнейшим направлением методической работы школ города является работа с кадрами, которая включает в себя курсовую переподготовку специалистов.
Образовательными учреждениями составлены планы-графики повышения квалификации педагогических работников по вопросам введения ФГОС, представлены списки участников курсовой переподготовки. Положительным можно считать тот факт, что в списки по курсовой переподготовке включены не только учителя начальных классов, но и преподаватели музыки, ИЗО, ОБЖ, физической культуры, информатики, педагоги-психологи. На сегодняшний день в школах города 68 учителей начальных классов. Их них:
32 учителя обучены по ФГОС в объёме 72 часа на базе Снежинска преподавателями ЧИППКРО, в марте 2011 года закончат обучение по модульно-накопительной систем, начатое в ноябре 2010 года ещё 35 учителей, один учитель пройдёт обучение на базе ЧИППКРО с 30.05 по11.06.2011г. Учебно- методические семинары по системе Занкова в
формате ФГОС (16.02.11г.) посетят 2 учителя, по УМК "Школа 2100" (18.02.11г.) - 4 учителя. Таким образом, к марту 2011 года все учителя начальной школы пройдут курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС.


11. Новые стандарты – это и новые учебники. Кто их будет приобретать – школа или родители?
Министерством образования и науки РФ утвержден федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год, который содержит в том числе и учебники для начальной школы, соответствующие ФГОС. Школы города составляют заявки на указанные учебники. По словам руководителя группы разработчиков ФГОС НОО, управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова учителям не о чем волноваться, вероятность получения учебников к новому учебному году достаточно высока. Кроме того, если учебники, по которым малыши обучались ранее, есть в утвержденном Министерством перечне, то школа может продолжать обучение по «старым» учебникам.


12.Позволяет ли нынешняя материально-техническая база школ перейти на новые стандарты?
Материально-техническая база школ города разная. Готовиться к внедрению ФГОС НОО образовательным учреждениям придется, ориентируясь на реальные условия, в которых они находится. По словам руководителя группы разработчиков ФГОС НОО, управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова скоро будет выпущен перечень требований к оснащению образовательных учреждений, которые станут ориентиром для руководителей образовательных учреждений, для органов управления образованием разных уровней, и конечно, для контрольных и надзорных органов. Хочется верить, что данный перечень не будет избыточным, а значит, не реализуемым на практике из-за сложностей финансирования. Некоторые считают, что школа готова  к переходу на новый стандарт, только если поставила компьютеры для каждого первоклассника. По мнению разработчиков стандарта, такое понимание готовности школы к введению стандарта абсолютно неверное. ФГОС НОО разрабатывался исходя из того, чтобы при минимальном изменении материально-технического оснащения образовательного учреждения обеспечить его введение.

 


 

16-03-2011