Информационное письмо об установленных ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. правах и обязанностях - Официальный сайт администрации города Снежинска
-
+
Увеличение шрифта CTRL '+' уменьшение Ctrl '-'
Комфортная городская среда объясняем.РФ Приемная

Рубрикатор

Новости

Информационное письмо об установленных ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. правах и обязанностях

физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях Федерального закона

В соответствии с требованиями п/п 1 ч. 2 ст. 22 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3.2. протокола № 46 заседания комитета по строительной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.05.2018 г., информируем об установленных указанным Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях Федерального закона.

 

Вопросы энергосбережения и энергетической эффективности на сегодняшний день имеют большую актуальность для развития российской экономики.

Одним из специальных нормативных актов, регулирующих отношения по энергосбережению и энергетической эффективности является Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).

Законом установлены права и обязанности физических лиц, требования, предъявляемые к собственникам жилых домов, помещений в многоквартирных домах (далее по тексту - МКД),а также, к лицам, ответственным за содержание МКД.

Так, статьей 10 Закона предусмотрено право на получение информации об энергетической эффективности товаров. Товары, производимые на территории РФ или импортируемые в РФ, должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Виды товаров, на которые распространяется указанное требование, их характеристики установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222. Категории товаров в пределах установленных видов товаров и их характеристики, а также, исключения из установленных категорий товаров, установлены Приказом Минпромторга России от 07.09.2010 № 769.

Статьей 11 Закона установлены требования к энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. Обязанность по обеспечению соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возлагается на застройщиков. Обязанность по проверке соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов возложена на орган государственного строительного надзора («Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54). После принятия в эксплуатацию возведенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт здания, строения или сооружения обязанность по обеспечению в данных объектах требований энергетической эффективности возлагается на собственников этих зданий, строений, сооружений, а в отношении жилищного фонда - на собственников помещений в МКД в течение всего срока службы объектов капитального строительства. Это значит, что в любой момент времени в доме должны быть общедомовые приборы учета, данные которых используются при расчетах за энергетические ресурсы в соответствии с требованиями законодательства.

Ч. 10 ст. 11 Закона предоставляет собственникам здания, строения или сооружения, а также собственникам помещений в МКД право предъявлять требования к застройщику в случае обнаружения факта несоответствия возведенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт здания, строения или сооружения требованиям энергетической эффективности или требованиям об оснащенности приборами учета. Застройщик по выбору собственника обязан в разумный срок устранить имеющиеся недостатки за свой счет или возместить собственнику произведенные им расходы на устранение недостатков.

Рассматриваемый закон уделяет особое внимание повышению энергетической эффективности в жилищном фонде, а также в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Статья 12 Закона обязывает застройщика разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию МКД указатель класса его энергетической эффективности (далее – указатель КЭЭф). Собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя КЭЭф и при изменении класса энергетической эффективности МКД обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю КЭЭф МКД установлены Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".

Лицо, ответственное за содержание МКД, или, при непосредственном управлении домом - собственники помещений в МКД, обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД. Примерный перечень мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме, закреплен Приказом Минстроя России от 15.02.2017 N 98/пр. Собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения таких расходов собственники помещений в МКД вправе требовать от лица, ответственного за содержание МКД, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в МКД энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в МКД энергетических ресурсов.

Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома, на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для МКД как в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в МКД энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.

Лицо, ответственное за содержание МКД, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в МКД, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в МКД в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Лицо, ответственное за содержание МКД, обязано доводить до сведения собственников помещений в МКД информацию о проводимых действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам. Перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан утвержден Приказом Минстроя России от 09.01.2017 N 8/пр. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.

Статьей 13 Закона установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. На собственников помещений в МКД возложена обязанность по оснащению и вводу в эксплуатацию приборов учета, используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии и газа. Собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Лицо, не исполнившее обязанности по оснащению принадлежащего ему объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск энергоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в МКД, не исполнившие в установленный срок обязанностей по оснащению и вводу в эксплуатацию приборов учета, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления.

Помимо перечисленных прав и обязанностей физических лиц, требований, предъявляемым к собственникам жилых домов и помещений в МКД, лицам, ответственным за содержание МКД, Закон регулирует порядок проведения энергетических обследований и устанавливает требование о проведении обязательного энергетического обследования для отдельного ряда хозяйствующих лиц; регулирует порядок заключения энергосервисных договоров и договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов; устанавливает требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования, а также, регулирует порядок энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день реформирование энергетики сопровождается признанием важнейшего принципа, характерного для любой области ресурсоснабжения - принципа энергосбережения. Думается, что в дальнейшем законодательство, регулирующее правила энергосбережения, будет только развиваться, а контроль рационального использования ресурсов со стороны государства будет лишь ужесточаться.

10-07-2018