15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
Всемирный день защиты прав потребителей – очень важная и нужная дата. Ежегодно этот день отмечают 15 марта. Именно он помогает нам вспомнить о том, что все мы имеем право на безопасность, правдивую информацию, свободу выбора и право быть услышанным. Краткая памятка для потребителя поможет разобраться в своих правах.
Права потребителя при обнаружении недостатка в товаре
подготовлено в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»
|
Требования потребителя |
Срок исполнения требования |
статьи Закона |
Примечания |
1
|
Безвозмездно устранить недостаток товара. |
Если срок устранения недостатков товара не определён в письменной форме соглашением сторон, недостатки должны быть устранены незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 ней. За каждый день просрочки предусмотрена неустойка (пеня) в размере одного процента цены товара. |
18 20 |
При возврате товара в ремонт необходимо требовать от продавца документ, подтверждающий дату приёмки товара в ремонт и срок устранения недостатка.
|
Безвозмездно предоставить на период ремонта аналогичный товар. |
3 дня. За каждый день просрочки предусмотрена неустойка (пеня) в размере одного процента цены товара. |
20
|
Исключением являются: автомобили, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях, электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи. |
|
2 |
Заменить товар с недостатком на качественный товар аналогичной марки либо на качественный товар другой марки. |
Если нет спора по наличию и характеру недостатка, то 7 дней со дня предъявления требования. 20 дней – при необходимости дополнительной проверки качества товара, когда стороны должны выяснить причину возникновения недостатка. За каждый день просрочки предусмотрена неустойка (пеня) в размере одного процента цены товара. |
18 21 |
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. В отношении технически сложного товара данное требование подлежит удовлетворению в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. |
3 |
Соразмерно уменьшить покупную цену товара (уценка). |
10 дней со дня предъявления требования. За каждый день просрочки предусмотрена неустойка (пеня) в размере одного процента цены товара. |
18 22 |
О размере уценки стороны должны договориться. В случае недостижения согласия, вопрос возможно решить через суд. |
4 |
Возместить расходы на устранение недостатка в товаре потребителем или третьим лицом. |
10 дней со дня предъявления требования. За каждый день просрочки предусмотрена неустойка (пеня) в размере одного процента цены товара. |
18 22 |
Расходы подтверждаются квитанциями или другими документами об оплате. |
5 |
Расторгнуть договор купли-продажи и вернуть стоимость товара. |
10 дней со дня предъявления требования. За каждый день просрочки предусмотрена неустойка (пеня) в размере одного процента цены товара. |
18 22 |
В отношении технически сложного товара данное требование подлежит удовлетворению в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. |
6 |
В случае, если продавец, получивший сумму предоплаты, не передал покупателю товар в установленный договором срок потребитель вправе: |
1) потребовать передачи оплаченного товара в установленный потребителем новый срок, 2) потребовать возврата суммы предварительной оплаты, которая должна быть возвращена продавцом в течение 10 дней. |
23.1 |
При нарушении срока передачи товара продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара. Неустойка взыскивается со дня, когда передача товара должна была осуществиться до дня передачи товара потребителю или до дня возврата предоплаты. |
В соответствии со ст.25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе в течение 14 дней обменять непродовольственный товар надлежащего качества (без дефектов), который не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации. Обмен возможен при условии, если приобретённый товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже, потребитель вправе потребовать уплаченной за товар денежной суммы. Деньги в данном случае продавец должен вернуть в течение трёх дней со дня возврата товара.
Необходимо иметь в виду, что есть утвержденный Правительством РФ перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату по данной статье.
Дистанционный способ продажи товара
Статья 26.1
1. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
2. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 Закона «О защите прав потребителей», а также информация о порядке и сроках возврата товара.
3. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
4. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара такие же, как и при традиционном способе продажи.
Права потребителя при обнаружении недостатка при выполнении работ (оказании услуг)
|
Требования потребителя |
Срок исполнения требования |
Статьи Закона |
Примечания |
1 |
Безвозмездно устранить недостаток выполненной работы (услуги). |
Недостатки должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем.*
|
29 30 |
Назначенный срок лучше указать в претензии или ином документе, подписываемом сторонами. |
2 |
Возместить понесённые расходы по устранению недостатков работы (услуги) своими силами или третьими лицами. |
10 дней со дня предъявления требования.* |
29 31
|
Понесённые расходы должны подтверждаться квитанциями и другими документами об оплате. |
3 |
Безвозмездно изготовить другую вещь из однородного материала такого же качества или повторно выполнить работу. |
В срок, установленный для срочного выполнения работы. В случае, если этот срок не установлен – в срок, предусмотренный договором о выполнении работы.* |
29 31 |
|
4 |
Уменьшить цену выполненной работы. |
10 дней со дня предъявления требования.* |
29 31 |
|
5 |
Отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков. |
10 дней со дня предъявления требования.* |
29 31 |
Данное требование можно выставить в случае, если в срок не выполнено требование потребителя устранить недостатки работы (услуги), а также в случае, если обнаружены неустранимые недостатки работы (услуги). |
* В случае нарушения установленных сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.